[груз. ბოლნისის სიონი], кафедральный собор 478-493 гг. Болнисской и Дманисской епархии Грузинской Православной Церкви. Расположен в г. Болниси в 70 км к юго-западу от Тбилиси, в горной долине р. Хачен. Был сооружен как кафедральный собор новообразованной Болнисской епархии при ее предстоятеле еп. Давиде. В разных источниках упоминаются посвящения во имя Пресв. Богородицы и Св. Троицы. История Б. С. может быть отчасти воссоздана по сохранившимся строительным надписям, в 3 из них упоминаются создатели церкви: еп. Давид «с причтом» (надпись на плите над алтарным окном сев. придела и на балке архитрава вост. двери на сев. фасаде), а также Парнева[с] и Азарухт, вероятно, члены причта или приходской общины (надпись на архитраве зап. входа на сев. фасаде). Возведение церкви датируется посл. четв. V в. Работы были начаты в «двадцатый год царствования персидского царя [Перо]за» и завершены через 15 лет, что разные исследователи трактуют как 462-477 гг. (Ш. Я. Амиранишвили), 473-478 гг. (Н. П. Северов) или 478-493 гг.- наиболее принятый вариант (Г. Н. Чубинашвили, В. В. Беридзе). К более позднему времени относится надпись на притолоке входа в храм из юж. портика, в к-рой упоминаются «убогий» Илья Болнисский, прот. «церкви св. Григория» (возможно, первоначальное посвящение), «мампалы» (груз. властители) Давид с сыновьями и Абул и имена монахов, из чего можно заключить, что Б. С. в тот период мог быть монастырским храмом. Маленькая зальная часовня во имя св. Григория была пристроена в VIII в. Предположительно ко времени создания мон-ря, не позднее IX-X вв., была сооружена каменная ограда. В надписи XVII в., выполненной на мхедрули на стене отдельно стоящей колокольни, упоминается Болнисский еп. Николай, сын Баграта Мухран-Батони, прибывший «для управления кормилом Сионской Божией (Матери)». При нем была совершена внутренняя роспись Б. С. (согласно Северову, роспись и ремонт здания были сделаны в царствование Ростома на средства его супруги Марии), построены алтарная преграда, аналой и киворий, сделаны богатые вклады церковной утвари (богослужебные сосуды, кресты, иконы, ризы и литургические ткани), возведен ряд построек, в т. ч. колокольня. Все работы и вклады носили поминальный характер - «во отпущение многих [грехов], прощение душ отца моего и матери моей молите».
Композицию и детали Б. С. отличают яркие черты, позволяющие считать его оригинальным творением раннего зодчества Грузии. Большая (25´ 25´ 25 м), прямоугольная в плане трехнефная базилика образована 5 парами крещатых опор, перекрыта двухскатной кровлей, имеет единственную полукруглую (внутри подковообразную) апсиду в ширину центрального нефа. Пастофории и вход с зап. стороны первоначально отсутствовали. С сев. и юж. сторон к базилике примыкают симметричные пристройки с наружными входами, с севера - галерея-нартекс с цилиндрическим сводом, шестипролетной полуоткрытой аркадой и апсидой внутри вост. стены. В юж. пристройке, прямоугольной в плане, вероятно, располагался баптистерий с коробовым сводом, 2 нишами-экседрами в торцевых стенах, выходом в юж. неф базилики и полузакрытый притвор меньшей ширины с входом в юж. неф базилики и наружной двойной аркадой. С вост. стороны, левее апсиды, вероятно, позднее пристроен самостоятельный кубический объем - притвор с алтарной нишей внутри стены и каменным престолом (высота ок. 1,3 м), возведенный над криптой и соединенный проемом с сев. нефом базилики.
Пропорции храма четкие и простые (1:1, 1:2, 1:4), фасады гладкие, декор ограничен надписями и графическими изображениями креста, вписанного в круглый медальон. Своеобразное восприятие создает местный строительный материал - т. н. болнисский туф зеленовато-голубого (бирюзового) оттенка, из к-рого сложены стены, своды и арочные конструкции здания. Однородность материала и единство строительной техники (двусторонняя панцирная кладка ровными рядами из тесаных блоков на известковом растворе с буто-бетонным внутренним заполнением) придают постройке монолитный характер. В конструкциях и декоре широко применялась форма подковообразной арки.
Внутренняя структура базилики, вытянутой по оси восток-запад, в объемной композиции не выявлена. Боковые пристройки, поднимаясь примерно на 2/3 высоты внешних стен главного объема, приближают общий план здания к правильному квадрату. Продольной оси, намеченной выступом апсиды, противопоставлена перпендикулярная функциональная ось здания, связанная с боковым расположением 2 входов (шириной ок. 2 м) на сев. фасаде. Внутреннее пространство храма поражает сложностью ритмической организации и грандиозностью архитектурных масс. Выступам крещатых опор на боковых стенах соответствуют пилястры, пяты арок опираются на импостные капители, базы опор профилированы. Центральный неф освещается двучастными окнами в верху торцевых стен и небольшим окном апсиды, боковые нефы - небольшими окошками торцевых стен и люнетами (высота ок. 1,3 м) поверх входов. Нынешние своды, возведенные из кирпича,- результат перестройки храма в XVII в. Первоначально средний неф возвышался над боковыми и хорошо освещался окнами, находившимися в основании свода.
Б. С., будучи самым ранним из декорированных храмов Грузии, отличается от более поздних купольных храмов скупой орнаментикой. Системное применение декоративной отделки (округлые сечения полуколонн и пилястр, профилировка баз, резьба капителей, «сухарики» в карнизах сводов) характерно только для сев. галереи (нартекса). Декор в интерьере ограничен капителями пилястр, фланкирующих триумфальную арку. Расположение и сюжеты рельефов в баптистерии и юж. притворе определены функцией этих помещений. Рельефы Б. С. выполнены из того же материала, что и здание, отличаются небольшой высотой, сюжеты не повторяются, в их расположении отсутствует регулярность, а в композиции - симметрия. Интерес представляют геометрические и растительные орнаментальные мотивы, среди к-рых изображения креста, павлинов, летящей птицы с венком в клюве, оленей (серн), преследуемых медведем или с 2 львами по сторонам, деревьев и растений. Геометрический орнамент представлен «плетенками» из пересекающихся кругов, поясков из треугольных зубцов. По мнению Чубинашвили, изображениями на столбах и стенах равноконечного креста в медальоне были отмечены места, где во время богослужения стояли вкладчики и строители Б. С.
Укрепление и реставрация Б. С. производились в 1936-1939 и 1970-1971 гг.